Назад к списку

Полина Егармин | Цифровизация в индустрии Моды.

Fashion Tech | Будущее индустрии.


      Полина Егармин - эксперт кластера РАЭК Fashion Tech. Член ядерной группы рынка WearNet, Национальной Технологической Инициативы. Основатель конференции Fashion Tech by Fash.In, Куратор магистратуры по Fashion Tech СПбГУПТД. 


  •         Мода, как и другие индустрии, идет в ногу со временем и учитывает тенденции развития науки и технологий. (с) Егармин П.



  • В наши дни мода изменилась. Она стала очень динамичной, но при этом в ней много кастомизации. Что на ваш взгляд основные составляющие гибридного продукта?

     Гибридный модный продукт – это вещь созданная благодаря объединению разных индустрий. В будущем место привычной нам одежды займет одежда из экологичных и биоразлагаемых тканей, «умные» модные товары и виртуальные луки.              

 
     Возьмем умную одежду или wearables – это продукт, наделённый функционалом в отличие от традиционной одежды. Wearables разрабатывается, реализуется и внедряется в первую очередь IT компаниями, но у умных товаров много функциональных и дизайнерских проблем, которые необходимо преодолеть, чтобы сделать носимые устройства более привлекательными для потребителей. 

     В будущем производство интеллектуальной одежды - это сотрудничество между представителями модной индустрии и инновационных технологических компаний. Такое партнерство позволит умной одежде быть более комфортной, стильной, функциональной и производительной. 

     Умная одежда - это не только встроенные компьютеры, но и электронный текстиль, который можно перекраивать и сшивать в элементы «умной одежды». Для пошива красивой одежды из электронного текстиля нужны уникальные эксперты, не каждый дизайнер и швея справится со всеми нюансами такой ткани. 

     Сегодня умная одежда представлена в основном аксессуарами, например, умные часы, а одежда из инновационных и экологичных материалов тоже находится в разработке. Все основные инвестиции в научные исследования и совершенствование тканей для одежды приходится на военную промышленность и для профессионального спорта, придется подождать когда эти наработки перейдут в массовое использование. Пройдет еще несколько лет прежде чем экологичная и умная одежда станет привычным товаром в магазинах и будет 

доступна по цене и качеству. Зато сегмент виртуальной моды за короткий срок стал известен многим и с каждым месяцем только набирает обороты.    



  • Направление Digital look ассоциируется с модой будущего. Что вас больше всего привлекает в этой сфере и как она будет развиваться по вашему мнению? 


     Это только кажется, что технологии в моде - это далекое будущее, но уже сейчас можно увидеть как быстро растет digital fashion и virtual couture – синтез технологий, диджитал арта, игровой индустрии и моды. Практика покупки виртуальных луков пришла в моду из гейм индустрии. Именно там впервые появилась возможность разнообразить стиль своего персонажа: сделать ему татуировку, поменять прическу и купить красивый костюм. 

     Потом виртуальная одежда пришла на помощь модным брендам и во время пандемии COVID-19, помогая переживать кризис, с которым столкнулись все отрасли. Покупатели, привыкшие примерять вещи перед покупкой, были лишены возможности посетить бутик, что, конечно, снижало объемы продаж. Стали набирать популярность виртуальные модели, цифровые показы, цифровая репрезентация одежды, примерка через дополненную реальность и возможность посещения бутиков и через технологию WEB VR, например, бренд Balenciaga создали игру браузерную - площадку для презентации своей новой коллекции. 

     Но самое главное, виртуальная одежда - не только фильтр в AR или виртуальный объект, это и «цифровой прототип» реальной одежды. Их создание дает возможность продавать дизайн до начала производства и дает возможность доказать подлинность и происхождение купленных товаров. 

     Такие бренды, как Louis Vuitton и Nike, активно инвестируют в эти технологии. Еще один возможный, но пока не реализованный вариант использования виртуальной одежды в fashion-ритейле – пошив одежды on demand, когда покупатель получает возможность полностью адаптировать выбранную модель под себя и заранее примерить полученный результат в виртуальном пространстве. С 3D-двойником одежды затраты на производство существенно сокращаются, например, во время отработки 3D-модели вместо 2-3 сшитых образцов понадобится только один. Более того, компании смогут производить ассортимент, адаптированный к потребительскому спросу, в оптимальном количестве. Некоторые зарубежные бренды представляют новую коллекцию сразу в 3D, предлагая пользователям сделать предзаказ, таким образом оценивая потенциал каждой модели ассортимента на целевой аудитории, а затем уже формируют окончательную матрицу ассортимента для массового производства в оптимальных количественных пропорциях, существенно сокращая свои затраты.


на фото Полина Егармин спикер TABLOIT ART FORUM'22



  • Когда может произойти бум цифровых луков или он уже прошёл, идёт прямо сейчас?


     Цифровая одежда стала реальностью современной моды и уже используется, как рядовыми потребителями, так и бизнесом - дизайнерами, брендами и fashion-ритейлерами. По оценкам экспертов, рынок виртуальной одежды к 2035 году вырастет до 570 миллиардов долларов.

     Компании активно инвестируют в виртуальные миры и технологии для этих миров, а для нас с вами виртуальная одежда и другие цифровые товары из разряда развлечения станут частью личного цифрового актива в пространстве метавселенной. Молодое поколение не отделяет от реальной жизни свое цифровое воплощение, им необходимо самовыражаться и в новом цифровом мире, сегодня это игры, а завтра мета вселенная. 

     В течении 3-5 лет мы ждем появления полноценного рынка виртуальной одежды, который будет формироваться с развитием рынка дополненной реальности (AR). Мы сталкиваемся с технологией дополненной реальности в масках социальных сетей и не подозреваем, что 

это изменит нашу жизнь и наш гардероб. Виртуальная одежда поможет нам примерять одежду не выходя из дома, а еще появится возможность покупать диджитал одежду от известных дизайнеров для онлайн мероприятий, не покупая вещь на один раз и не причиняя вреда экологии. 

Мы будем все чаще встречать виртуальных инфлюенсеров в рекламе и участвовать в модных мероприятиях в виртуальном пространстве.   



  • NFT - это то направление в котором крутятся не малые финансы. Но как начинающему художнику правильно себя преподнести на рынке. В сети так много маркет плейсов. Как найти верную площадку? 


     Это правда, в 2021 году сумма продаж токенов составила $12 млрд. На площадках продают всё — от предметов искусства до виртуальных участков земли и даже твитов. Можно с уверенностью говорить, что NFT с нами навсегда, так как это уникальный инструмент для цифровых художников и креаторов. Но есть риски. В этом году мировой рынок сильно просел, это связано с падением криптовалюты. В России это еще связано с санкциями : NFT работу стало сложнее приобрести, появились ограничения на криптобиржах для русских пользователей. 

     Поэтому молодым художникам я бы посоветовала не торопиться, очень хорошо изучить рынок и его возможности. Я бы посоветовала искать интересные коллаборации и проекты, сейчас много выставочных пространств проводят опен-коллы NFT искусства как в России, так и за рубежом.  



  • Как NFT направление влияет на модные тенденции? Что оно привносит в них?


     Dolce & Gabbana, Gucci, Balenciaga, Nike и другие — кто только не хочет делать свои NFT-проекты. Мировые fashion-бренды конкурируют за внимание аудитории на абсолютно новых площадках в сети. Мы видим, как уже сейчас многие модные бренды начали процесс развития цифрового присутствия в ожидании серьезного роста цифрового потребления. Например, Nike недавно приобрел стартап в области цифровой моды RTFKT. Платформа использует игровой движок, аутентификацию на блокчейне и технологии AR. RTFKT, основанный в 2020 году, принес выручку в размере 4,5 миллиона долларов в 2021-мфинансовом году. Покупая, Nike делает ставку на то, что, по крайней мере, часть будущего розничной торговли лежит в метавселенной. 

     Компании стремятся применить геймификацию к своим коммерческим стратегиям, а игры становятся следующим шагом в эволюции контента. Например, Roblox. D 2021 году в этой игре Nike открыла виртуальный мир под названием Nikeland, а Британский совет моды в 2021 году добавил новую категорию: награду за дизайн в Metaverse и проводит ее в игре Roblox. В марте 2022 года прошла неделя моды в мета вселенной на платформе Decentraland. Участники мероприятия смогли посетить подиумные показы, мероприятия,  вечеринки, поп-ап магазины и дискуссии. И, в отличие от реальной недели моды, виртуальная доступна всем желающим. 


на фото гости TABLOIT ART FORUM'22  



  • Не так давно в России заработал первый маркетплейс цифровой одежды Replicant*. Будем ли мы покупать меньше вещей с появлением digital-одежды?


     Такие цифровые дома мод и маркет-плейсы виртуальной одежды появились уже достаточно давно, например, Dress X и Fabricant. Произведение диджитал моды можно купить от 9 до 40 евро, как правило, количество загрузок одного экземпляра не превышает 100, что позволяет сохранять эффект потребления в реальном мире – понравившееся платье или кардиган могут закончится, а значит их нужно купить первому. Технология покупки кибер-одежды напоминает модель традиционных онлайн маркетплейсов: пользователь выбирает вещь, оплачивает товар, но перед этим – и это как раз особенность виртуального мира – покупатель загружает своё изображение. В итоге клиент получает итоговый файл, где он уже одет в выбранную вещь. Пока это не очень удобно и быстро, но уже создан искусственный интеллект, который способен распознавать позы человека и настраивать виртуальное изображение наряда под меняющееся положение в пространстве. Чем проще будет технология примерки такой одежды для фото и видео – тем быстрее мы примем цифровую моду и будем готовы платить за нее деньги. Тогда образы в цифровом пространстве можно будет менять в буквальном смысле как перчатки, сохраняя место в гардеробе. Например, мы сможем приходить на рабочие встречи в Zoom в одной и той же футболке и менять виртуальный образ.


* Ссылка на маркетплейс https://www.replicant.fashion/



  • Пандемия внесла свои коррективы в развитие моды. И даже некоторые показы перешли в digital направление создав и виртуальных моделей. Не нанесёт ли это урон профессии? Ведь цифровую модель создать легче, чем найти живую. 


     Сегодня создание контента с виртуальной моделью и цифровой одеждой – это очень дорогостоящая услуга. Поэтому процесс изменения индустрии и профессий будет достаточно долгим. Виртуальные образы брендов или продуктов встречались нам в рекламе еще до появления феномена цифрового аватара, а еще сегодня уже возможно создать аватар любого человека за пару минут - тело человека сканируют, создают его 3D модель. Поэтому спрогнозировать будущее и что именно приживется в индустрии - очень сложно. 

     В любом случае, цифра сильно изменит рынок труда. Не просто так сейчас создают проекты рассказывающие про профессии будущего, как «Атлас новых профессий», например. Это не быстрый процесс, но уже сейчас надо следить за технологиями, постоянно изучать новое и быть в курсе изменений. Приведу пример, мы всегда были уверенны, что творчество — единственное преимущество, на которое может рассчитывать человек, конкурируя с искусственным интеллектом. Но сегодня ИИ сервисы генерируют картинки по описанию, пишут рассказы, создают цифровые коллекции известных брендов на базе данных прошлых коллекций. Профессия дизайнера пока никуда не уйдет, но уже сейчас всем, кто хочет быть лидером индустрии, нужно изучать вопросы применения нейросетей и ИИ в дизайне и уметь с этим работать.  



  • Масс-маркет бренд "H&M" ежегодно сжигает 10 млн. тонн нераспроданной одежды, а люксовый бренд "Burberry" за пять лет сжег порядка 20 тысяч вещей. Вероятно, виртуальные вещи помогут брендам более тщательно отбирать модели и заранее понимать, что будет востребовано у потребителей. Значит, компании смогут производить меньше товаров и, как следствие, отходов. Но ведь это снизит доходы предпринимателя . Как найти золотую середину в этом вопросе? 


     Много происходит изменений связанных с экологическими запросами общества. В последние годы влияние индустрии на окружающую среду возросло до драматического уровня. Это связано с тем, что называют Fast Fashion - процесс производства невероятно ускорился, и чаще это товары низкого качества для того, чтобы каждый мог покупать много одежды без ущерба для кошелька. Эти быстрые циклы производства и потребления приводят к истощению природных ресурсов земли и увеличению текстильных отходов. 

     Все больше людей думают об этих вопросах и в России набирает обороты ресейл, у этого феномена есть и давние фанаты. Рынок перепродажи может здорово повлиять на экологию и индустрию. Однако сейчас при перепродаже дизайнер или бренд не получают никаких отчислений. Сегодня уже существует программа маркировки товаров, цель которой снизить количество контрафакта и некачественных аналогов. Если бы была возможность дополнительно внедрить метки на технологии блокчейн и контролировать вторичный рынок – бренды и дизайнеры смогли бы получать свой процент с перепродажи и это побудило бы больше уделять внимания качеству, а не количеству произведённых товаров. 



  • Как вы пришли в digital? В чем развивались до этого?


     Я была арт-директором галереи современного искусства и поехала развивать диджитал департамент галереи в Нью-Йорк. Я продавала работы диджитал художников еще до появления технологии NFT, тогда количество эксклюзивных копий подтверждалось лишь бумажным сертификатом с печатью компании и подписью художника. В то время только зарождалась индустрия Fashion Tech, меня очень увлекло это направление и после нескольких лет в штатах я решила вернуться в Россию, чтобы развивать его у нас. Так и появилась конференция Fashion Tech by Fash In, за год нам удалось собрать всех представителей индустрии и провести мероприятия в Сколково, организовать цифровые шоу на фестивале Science Fest и поучаствовать в написании дорожной карты развития модной индустрии России до 2030 года в рамках форсайта НТИ. Сегодня я курирую первую в России магистратуру в сфере Fashion Tech в СПбГУПТД и руковожу спецпроектами в Лаборатории виртуальной моды и цифрового дизайна. 


на фото гости TABLOIT ART FORUM'22  

  • Какие планы на ближайший год? 


     В этом году состоится второй набор на магистерскую программу, жду новых студентов с потрясающими идеями. Кроме того, планируем добавить курс по искусственному интеллекту в дизайне. 

     Вместе с Екатериной Лихачевой и Юлией Вольфсон мы получили грант на разработку приложения с виртуальной примеркой для свадебной и вечерней моды, поэтому в ближайший год будем заниматься разработкой. Магазины свадебных и вечерних платьев, как и весь ритейл, во времена карантина пребывали в сильнейшем упадке. Этот сегмент хуже всех остальных в легкой промышленности переживает кризис. Если 

в сегменте повседневной одежды очень быстро растет число онлайн покупок и, соответственно, расширение географии продаж, то для моды свадебной и вечерней - слишком низкий порог доверия к онлайн приобретению этих товаров. Те продавцы, которые сумели организовать удобную для невест доставку с примеркой, продают больше единиц, но современным девушкам этого уже мало. Запрос на онлайн примерку вырос в разы, однако пока никто не смог реализовать ее на должном уровне.  





Интервью приурочено к событию в сфере Искусства TABLOIT ART FORUM
Видео выступления | TAF'22 | https://youtu.be/wsykyKAHaSc

© Agent Production Stars | Санкт - Петербург, 2018 - 2024